Анна Немировская из НИУ ВШЭ и Роберто Фоа из Гарварда изучали особенности мировосприятия жителей отдаленных территорий (фронтира) ряда стран, в том числе и России, основываясь на многолетних данных Всемирного исследования ценностей. В России были изучены ответы 5382 жителей центральных районов страны и 1191 – окраины.
Выяснилось, что жители Сибири и Дальнего Востока чаще, чем население центра, считают, что сами ответственны за обеспечение себя и близких жизненными благами. Они спокойнее относятся к экономической конкуренции, более толерантны к иммигрантам, вдвое чаще (7% против 3%) лично участвуют в работе общественных организаций. Из-за высокой доли жителей, имеющих криминальный опыт, границы допустимого размыты. Уровень преступности в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах в 2014 г., по данным Росстата, был на 36% выше среднего по стране. Как отмечает Симон Кордонский из НИУ ВШЭ, для окраин характерен более высокий уровень теневой экономики.
Немировская объясняет ситуацию особенностями освоения территорий, где неформальные системы организации возникали раньше государственных и остались более значимыми. Сибирь и Дальний Восток не знали крепостного права, притягивали наиболее инициативные элементы разных социальных слоев. В советское время к этому прибавилось большое число бывших заключенных.
Москве следует детально изучить особенности социального устройства и потребности жителей окраин при разработке планов развития. Попытки действовать по привычным лекалам без учета местных особенностей разрушают традиционный бизнес (вспомним протесты из-за запрета импорта праворульных машин), ведут к росту коррупции вокруг государственных проектов и увеличению затрат на содержание территорий. Это выгодно чиновникам, распределяющим ресурсы из Москвы, но вызывает отчуждение между жителями окраины и центром, отмечает в книге «Искусство неуправляемой жизни. Дальний Восток» регионовед Леонид Бляхер.
No comments:
Post a Comment
Note: Only a member of this blog may post a comment.